ЛГ МАОУ СОШ №3
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Лангепас, ул. Мира, д. 21
  • Школьная форма

    Для чего введена школьная форма?

    Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему.

    Аргументы «за»

    • Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
    • Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
    • Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
    • Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.

    Аргументы «против»

    • Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
    • В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения, является средством деиндивидуализации учеников школы.
    • Форма, предложенная исходя из доступности цены, может не устраивать по качеству семьи с достаточным уровнем доходов.
    • Форма может быть не очень удобной в носке.

         Требования к одежде детей и подростков определяются положениями Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентом  Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), санитарными правилами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека», актуальность которых повышается в связи с вступлением в силу с 01.09.2013г. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».


    История школьной формы в СССР 

    На рисунке: девушки на церемонии последнего звонка, одетые в традиционную советскую школьную форму. 1968 год.


     Школьная форма в России (Из Википедии:)

    В России история школьной униформы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений.

    В 1918 году гимназическая форма была объявлена буржуазным пережитком и отменена. В 1935 году постановлением правительства снова устанавливалась единая форма для школьников, однако ввести ее удалось только начиная с 1947 года. Первоначально новая форма была очень похожа на дореволюционную: для мальчиков — синяя фуражка с серебристым гербом, серая гимнастёрка, для девочек — серые (тёмно-серые) и тёмно-коричневые платья с белыми подворотничками и с чёрными (белыми — парадными) фартуками. Регламентации подвергались даже причёски школьников, особенно, младшей и средней школы: так мальчиков первоклассников, как правило, стригли наголо, третьеклассникам оставляли небольшие челки, пятиклассникам разрешали и полубокс, а семиклассникам (и старше) — польку; девочкам даже в старших классах рекомендовали носить косы с чёрными (к парадной форме — белыми) бантами, допуская стрижки лишь в исключительных случаях.

    Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году. Мальчики носили тёмные (часто тёмно-синие) брюки и пиджаки (с 1970-х годов — в начальной и средней школе пиджаки заменили на открытые куртки) с белыми (или светлыми однотонными) рубашками, девочки — прежние коричневые платья с повседневными чёрными фартуками, в особых случаях они надевали белые парадные фартуки и банты. На рукавах курток с начала 1970-х размещался знак ПВХ в виде алого щита с белой каймой, изображением раскрытой книги и солнца («Ученье — свет»). Форма старшеклассников с пиджаком на трёх латунных белых пуговицах вместо куртки имела более светлый оттенок и иной рисунок нарукавного знака. Имелись и некоторые различия в разных советских республиках, например, в Узбекской ССР в конце 1980-х девочки носили голубые платья, в Украинской ССР школьная форма мальчиков была коричневой. На форме слева носились значки организаций и обществ, в которых состоял учащийся (Октябрятская организация, ВОДП, ВОКККП и т. д.). Члены пионерской организации, к которой принадлежали почти все школьники до 14 лет (возраста вступления в комсомол), носили красные галстуки и значки ВЛПО; члены ВЛКСМ носили значки ВЛКСМ. Ученики старших классов повязывали классический галстук или использовали самовязы. На уроки физкультуры надевали спортивную форму и обувь. Формально со школьной формой надевать спортивную обувь не разрешалось, однако этот запрет фактически не соблюдался. В начале 1980-х годов для девочек был введён тёмно-синий костюм-тройка с нарукавным знаком на пиджаке (на платье нарукавные знаки никогда не вводились). В 1960-х строгие правила в отношении стрижки были ослаблены, позже за их соблюдением следила исключительно администрация школы, отдававшая этот вопрос целиком на откуп классным руководителям. Более свободной в 1970-х годах (в том числе, после отмены фуражек для мальчиков), стала и проблема сочетания с формой неформенных элементов.

    В 1992 году обязательная школьная форма была отменена. В 2011 году был разработан концепт «Утеплённая школьная форма», в идеологии которого звучал вопрос: «Почему самая крупная корпорация не имеет униформы?» В 2012 году школьная форма вновь получила законный обязательный статус. Однако, в отличие от СССР, сегодня в России нет единого стандарта школьной формы. Некоторые школы имеют свою собственную форму, которую обязаны носить ученики, а в ряде случаев — и учителя. Образовательные учреждения без строго определённой формы обязаны иметь свой дресс-код.

    Требования к школьной форме регламентируются  Положением "О школьной форме и внешнем виде",  принятым Управляющим Советом ЛГ МАОУ "СОШ №3" (протокол №4 от «18» февраля 2017 г)

    Найдено: 1

    Образец школьной формы для учащихся 1-4 классов

    Образец школьной формы для учащихся 5-11 классов

    Правила при выборе одежды для школы

    1. Ткань лучше выбирать без синтетических добавок - они аккумулируют статическое электричество. Рекомендуется форма из хлопка и льна для осени и весны, а шерсть и кашемир для зимы. Допустимая доля синтетики в ткани, идущей на пошив школьной формы любого возраста, не должна превышать 30–35% в изделиях блузочного и сорочечного ассортимента и 55% – костюмного ассортимента.
    2. Одежда должна быть не только качественной, но и удобной - удобный крой одежды, отсутствие сдавливающих элементов (тугих поясов, стягивающих резинок). Одежда должна обеспечивать свободу движения, но не быть «на вырост».
    3. Одежда и обувь, которые предстоит носить ребенку, не должны вызывать местных аллергических реакций на его коже и не должны иметь резкий, отталкивающий запах.
    4. При покупке обуви для школьника необходимо обратить внимание:

    - На то, чтобы не было сдавливания стопы, во избежание нарушения кровообращения и ухудшения функции мышц, т.к. на тыльной поверхности стопы сосуды и сухожилия проходят очень поверхностно.

    - Стелька должна отвечать форме детской стопы, быть пластичной, обладать влагозащитными и теплозащитными свойствами, гигроскопичностью и изготавливаться только из натуральных материалов.

    - Высота каблука школьника от 7 до 12 лет (девочек) и от 7 до 16 лет (мальчиков) не более 25 мм, от 12 до 16 лет (девочек) не более 35 мм, от 16 до 18 лет (девочек) не более 35 мм (для повседневной носки) и не более 45 мм (нарядная девичья обувь для кратковременной носки). 

    - Обязательно в обуви для детей до 11 лет плотный задник - для профилактики плоскостопия.

    - Форма обуви ребенка должна соответствовать гигиеническим требованиям, вытекающим из анатомо-физиологических особенностей стопы ребенка (стопа ребенка имеет веерообразную форму, в результате чего наиболее широкая часть - это концы пальцев. В связи с этим носочная часть обуви должна быть шире пучковой). До 7 лет практически нет половых различий (колодки общие). Для школьников 8-17 лет обувь производится с учетом половых различий. Покупать обувь необходимо строго в соответствие с размером.

    - Верх обуви для детей рекомендовано изготавливать из натуральных материалов.

    Рекомендуется выбирать одежду в качестве школьной формы следующих цветов - темно-синий, темно-зеленый, светло-коричневый или бежевый, бордовый, серый. Все эти цвета объединяет одно - они приглушенные, не яркие, и довольно спокойные. Не следует использовать прямые цвета радуги, они повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение. Сочетание цветов типа черное-белое также лучше избегать, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie